Интервью с Анной Варгой

Вы - системный семейный психотерапевт, т.е. рассматриваете проблему одного человека в контексте целой семьи. Иными словами, нет человека, носителя проблемы, а есть семья, носитель проблемы. В чем принципиальное отличие системного подхода от традиционного? В чем Вы видите преимущества такого подхода? Позволяет ли такой подход решить больше задач в рамках целой семьи, чем традиционная терапия, базирующаяся на принципе "человек и его проблема"? Чем еще интересен системный семейный подход?

А.Я.На такие вопросы трудно ответить схематично. Если кто-то захочет разобраться всерьез, надо будет почитать дополнительно много всего. Итак, системная семейная психотерапия (ССТ) это часть системной терапии. К системной терапии, кроме того, относятся такие направления как Нарративная психотерапия, Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия, процессное системное консультирование организаций. ССТ самая давняя часть системной терапии, т.н. классическая. Она утверждает, что нет отдельных индивидуальных проблем. Идентифицированный пациент- т.е. носитель симптома, лишь видимая часть айсберга - дисфункциональной семейной системы. В принципе любой член семьи может быть носителем симптома, часто симптом просто перебирается от одного человека к другому, а система в целом остается без перемен.

Отличия от психодинамического подхода идеологические и методические. Перечислю:

А) Человек - элемент системы, правильнее сказать-нескольких систем.- семьи родительской, семьи собственной, социального круга ( друзья, работа, церковный приход, наконец), и социо-культурной системы. Система первична по отношению к человеку. В психодинамическом подходе нет понятия системы вообще - все начинается и заканчивается человеком. Именно поэтому в психодинамическом подходе нет объяснения ни феноменам Зимбардо, ни явлениям таких исторических героев и злодеев как, например, Моисей, Александр Македонский, Кальвин, Боливар, Гитлер, Сталин, ни пассионарности и т.п. Системная теория эти явления объясняет легко.

Б).В психодинамическом подходе человек видится как обладающий устойчивой структурой ( суперэго, эго, ид). В системной теории человек видится как динамичная структура, которая во многом изменяется в зависимости от тех коммуникаций и коммуникативных паттернов, в которые он включен В СТ есть специальный раздел - теория коммуникаций. Бэйтсон-Экология разума, Вацлавик с соавторами - Прагматика человеческих коммуникаций. В частности, теория коммуникаций объясняет патогенез психических заболеваний.

В).Психодинамическая теория в каком-то смысле экспертная. Известно как правильно, есть представления о норме и патологии. Системная теория - процессная, нет представлений о норме и патологии, есть представление о функциональности и дисфункциональности.

Г). Методически - практики ССТ стараются работать со всей семьей, включая детей и пожилых, представители психодинамического подхода работают с одним человеком.

Все ли психологические проблемы в состоянии решить системная семейная психотерапия? Существуют ли "целевые" проблемы для семейной психотерапии? Не могли бы Вы привести пример "типичного" семейного случая?

А.Я.Понятное дело, любая теория претендует на широту, глубину и всеохватность. СТ - не исключение. Я считаю, что все детские проблемы, супружеские дисфункции, непройденная сепарация детей и родителей, невозможность создать семью - это прямо специально для ССТ. Случаи описаны много где. Как я горделиво и назидательно сообщаю своим студентам : "Мои труды читать надо".

Когда семья приходит на прием к семейному психотерапевту, на что, прежде всего, обращает внимание терапевт? Какие у него существуют критерии оценки состояния семьи? Приведите, пожалуйста, пример.

А.Я.Есть критерии оценки, (см. например И.Ю.Хамитова, Диагностика семьи. Инструкция по применению. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2004 №4.)

Я смотрю прежде всего на клинически-бытовые проявления- как сели, кто кого перебивает, кто за кого отвечает - это про статусную расстановку . Есть ли спонтанные теплые взаимодействия, смотрят ли в глаза друг другу, прикасаются ли друг к другу, насколько легко переходят от обвинений и злости к сочувствию - это про прогноз психотерапии. Это для начала, в принципе диагностика проводится на каждом приеме, даже если случай в разгаре психотерапии.

Возможна ли семейная психотерапия, если на прием приходит только один человек? Как "компенсировать" отсутствие других членов семьи?

А.Я.В ССТ есть подходы, которые не требуют присутствия всех членов семьи. Мюррей Боуэн, создатель мощного направления в ССТ чаще всего работал с одним членом семьи, как он писал, с наиболее дифференцированным. Когда менялся самый высоко дифференцированный член семьи, менялась и вся семья. Так что в Боуэновском подходе не нужно ничего компенсировать. В классических направлениях ССТ есть приемы вовлечения всех членов семьи. Например, "Миланцы" писали письма отсутствующим людям и придумывали специальные ритуалы ознакомления отсутствующих с тем, что происходило на сеансе.

Если в семейной терапии находится только один член семьи и он начинает меняться, возможно ли, что изменится вся семейная система и в семье начнутся изменения к лучшему?

А.Я.Конечно, вся семейная система изменится. На этом построены терапевтические эффекты и Боуэновского подхода и постклассических направлений СТ.

Бывает ли так, что семейная психотерапия, излечивая один симптом, обнажает другие, более серьезные проблемы? Бывает ли так, что обнаружение этих проблем ведет к ухудшению ситуации?

А.Я.К счастью, так и бывает. Например, когда семья обращается с энурезом у ребенка, это обычно кончается сексуальной психотерапией супругов. Но это, конечно, ведет к улучшению ситуации, а не к ухудшению. Дело в том, что энурез у ребенка- хороший "хранитель" семейного гомеостаза, который позволяет сексуальным трудностям существовать в семье уютно и спокойно. Когда гомеостаз нарушается, "истинные" сложности внутрисистемного взаимодействия вылезают на поверхность, и тогда с ними можно работать. Если бы этой возможности не обнаруживалось, то один детский симптом сменялся бы другим, а основные дисфункции просто прятались бы в тени детских проблем.

Всякая ли семья "поддается" терапии? Бывают ли такие семьи, когда ничего уже сделать с ними нельзя?

А.Я.Оптимизировать можно любую систему. Другое дело, что бывают такие системы, которые разрушаются при оптимизации и вместо них возникают новые системы, функционирующие эффективнее и лучше. Например, обращается семья в предразводной ситуации. В ходе психотерапии супруги приходят к решению завершить брак. Если удается правильно пройти все стадии развода, то в результате получается две новые системы, каждая из которых будет жить на более высоком функциональном уровне.

Обретают ли сами клиенты в процессе терапии системное мышление, т.е. начинают ли они понимать, что в семье все взаимосвязано и нет правых и виноватых? Если да, то помогает ли такое мышление им в дальнейшей семейной жизни? Могут ли они, научившись мыслить по-другому, решать и другие свои семейные проблемы?

А.Я.Обычно люди начинают понимать, что все в семье взаимосвязано и без всякой системной семейной психотерапии. Один из неспецифических эффектов ССТ - это налаживание коммуникаций между членами семьи. Люди начинают лучше слышать и понимать друг друга, яснее выражаться. Это то, что они могут применять не только в семье, а просто везде. Системное мышление в обыденной жизни не всегда пригождается. Это все-таки очень специальная вещь, гораздо больше нужная профессиональным психотерапевтам, чем их клиентам.

Если у человека нет явных семейных проблем, может ли ему, тем не менее, быть интересна семейная психотерапия? Что она может ему дать?

А.Я. Если у человека нет явных семейных проблем, то, мне кажется, семейная психотерапия ему как клиенту не нужна. Проблемы превентивно не решаются. Нет проблем и слава Богу.