Методологические принципы боуэнианской терапии супружеской пары, переживающей травму смерти ребёнка
А.Шапорева
М. Боуэн [1] считал, что специалисту-психологу, помогающему семье пережить смерть, важно знать структуру семьи, функциональную роль умершего в семье и общий уровень жизненной адаптации семьи, важно контролировать свои эмоции, не быть категоричным и считаться с отрицанием, существующим в семье. «В своей работе с семьями я не переиначиваю слова смерть, умирать, хоронить и тщательно избегаю уклончивых выражений ушедший, скончавшийся, угасший. Таким образом я показываю, что чувствую себя спокойно в этой ситуации, и это позволяет другому чувствовать себя так же. Если врач уклончиво говорит о смерти, это не смягчает факт смерти, но заставляет семью говорить так же, и тогда становится непонятно, о чём мы вообще говорим. Когда мы называем вещи своими именами, это помогает «открыть» закрытую эмоциональную систему. Я верю, что это даёт новые возможности для того, чтобы помочь семье обрести внутренний комфорт» [стр. 349].
Центральный принцип супружеской боуэнианской терапии, который справедлив и при работе с утратой, заключается в развитии у клиентов способности отличать мышление от чувств, т.е. в повышении дифференциации. Ведущим механизмом изменений является снижение тревоги и усиление самофокусировки – способности видеть и регулировать собственную роль в межличностных процессах [2].
Для достижения терапевтических целей в супружеской терапии Боуэна применяются следующие приёмы [2,3]:
- По эмоциональному настроению сеансы должны быть достаточно живыми, чтобы быть значимыми, но достаточно сдержанными, чтобы быть объективными. Это достигается при помощи более или менее провокационных вопросов и путём регулирования объёма интеракций между партнёрами. Вопросы задаются то одному, то другому супругу по очереди, для выяснения того, что думает один по поводу того, что сказал терапевту другой. Это купирует непосредственное эмоциональное взаимодействие между супругами на сессии и позволяет каждому «слышать» другого, оставаясь вне действия эмоционального поля, а, следовательно, вести себя менее автоматически в эмоциональных ситуациях. Супруги начинают видеть процесс, а не только содержание своих интеракций и собственный вклад в этот процесс. Можно использовать замещающие истории и фильмы.
- Терапевт стремится оставаться детриангулированным, в стороне от эмоционального процесса между двумя членами семьи. Два человека автоматически используют в общении с терапевтом те же механизмы, что и с любым третьим лицом. Если терапевт сможет оставаться вне их эмоционального поля и не реагировать на супругов так, как обычно реагируют на них другие, то их привычные паттерны смогут быть модифицированы. Чтобы оставаться детриангулированным, нужно сохранять спокойный тон и говорить о фактах больше, чем о чувствах. Важно также концентрироваться на процессе, а не на содержании, избегая присоединения к кому-то из супругов. Если кто-то срывается в слёзы, терапевт остаётся спокойным и интересуется мыслями, которые вызвали эти слёзы. Если пара начинает спорить, терапевт становится более активным, спокойно задавая вопросы сначала одному, а потом другому, направленные на их соответствующие мысли. Ежеминутные просьбы о детализированном описании событий – один из лучших способов подавить раскалённую эмоцию и освободить место для мысли. Также, для выдвижения на передний план процесса, могут быть полезны метафоры комплементарности.
- Терапевту полезно встать на «Я-позицию» (что является аспектом дифференциации «Я») по отношению к клиентам. Впоследствии это позволяет им принимать аналогичные позиции по отношению друг к другу. Клиенты постепенно учатся спокойно излагать свои убеждения и взгляды и действовать в соответствии с ними, не критикуя других или не расстраиваясь слишком из-за их реакций.
- Терапевт просвещает клиентов, рассказывая о функционировании эмоциональных систем. Поощряет их усилия, направленные на дифференциацию от родительских семей. Здесь терапевту тоже очень важно поддерживать этот процесс в активном состоянии и при этом не вовлекаться в эмоциональную систему между супругами. Терапевт предварительно готовит супругов к этому этапу, время от времени ссылаясь соответствующим образом на их семьи. Если супруги осознают значение своего предыдущего семейного опыта для нынешних проблем, переход к фокусу на исходные семьи происходит более гладко. В результате терапии каждый партнер может достичь лучшей дифференциации.
Психологическая помощь супругам, переживающим утрату, включает в себя следующие направления:
- Информирование о психологических закономерностях горевания и, прежде всего, о том, что время переживания и его интенсивность субъективны.
- Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горевания:
- помощь в осознании и принятии факта смерти ребёнка;
- оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в осознании и отреагировании (приемлемым для каждого члена семьи способом) сильных чувств, связанных с болью потери. С позиций боуэнианской терапии, эти чувства должны быть обязательно названы и признаны;
- помощь в реорганизации жизни семьи после смерти ребёнка (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов);
- помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).
- Поддержка и помощь членам семьи в планировании своей дальнейшей жизни.
Важным элементом в работе с потерей является включение членов семьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поиске внутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса.
Психолог может помогать членам семьи в создании ритуала или ритуалов, поддерживающих их потребность в скорби и сохранении памяти об умершем. Важно, чтобы эти ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Ритуальные действия дают возможность людям чтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так и за ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников. Семейный ритуал дает также возможность каждому выразить свои личные чувства к умершему.
Ритуал похорон является краеугольным камнем предстоящего траура. И, если человек, по разным причинам, не присутствовал на похоронах, или этот ритуал вообще отсутствовал, у него может возникнуть патологическое горе, и тогда, чтобы облегчить его страдания, рекомендуется так или иначе воспроизвести процедуру похорон и прощания [4]. По замечанию С.А. Шефова [5], многие ритуалы прощания и памяти, исторически складываясь в церковной среде и в русле верований предков, имеют религиозный смысл. В то же время людям нерелигиозного мировоззрения тоже доступно это средство внешнего выражения горя. Они могут придумать свои собственные ритуалы, как это предлагают зарубежные специалисты. Причём эти ритуалы совсем не обязаны быть публичными, главное – чтобы они имели для горюющих смысл.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна. //Под ред. К. Бейкер и А. Я. Варги. – М.: Когито-Центр, 2008
- Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Эксмо, 2004
- Системная семейная терапия. Классика и современность. – М.: «Класс»
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей – М.: Издательский центр «Академия», 1996, стр. 38-59
- Шефов С.А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2007