В рамках секционного заседания "Конфликты в семье: от проблемы насилия к конструктивному разрешению разногласия" будет представлен ряд сообщений, так или иначе затрагивающих конфликтные ситуации в семейных системах. 

«Китайский путь решения конфликтов»

Ромащук Александр Николаевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ

Файрузова Екатерина Максимовна, магистрант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, бакалавр психологии (НИУ ВШЭ)

В связи с достаточно устойчивым большим ростом китайской экономики существует немалое количество литературы и даже тренингов, в которых авторы пытаются раскрыть особенности протекания и разрешения конфликтов (прежде всего, в бизнес и межгосударственных сферах), в которых хотя бы одна из сторон конфликта представлена китайцами.
Между тем, специфика китайского способа управления протеканием конфликта может иметь и более универсальный интерес для психологии, поскольку она связана с осуществлением особой формы целостности, ("системностью"). Китайская культура стала одной из базовых для выделения так называемого “восточного диалектического мышления”. Данное мышление базируется на трёх основных принципах, в явном виде сформулированных Р.Нисбеттом и К.Пенгом: изменения, противоречия и целостности. В соответствии со вторым из них - принципом противоречия - реальность постоянно наполнена противоречиями, противоположности всегда сосуществуют. Другими словами, конфликтность есть не просто очень распространенная, но обязательная черта любой стороны жизни, в том числе, межличностных отношений. При этом в тени остался вопрос о том, какой механизм лежит в основе того, что китайцы способны поддерживать постоянную гармонию противоположностей. Кроме того, методики Нисбетта и Пенга не вполне позволили совместить все три принципа китайского мышления.
Оказалось, что в теоретическом плане решить данную проблему позволяет привлечение  теории китайского мышления синолога Ф.Жюльена, который в качестве одной из базовых характеристик китайского мышления выделил две особые стадии процесса гармонизации противоположностей в областях от произведений искусства до политических конфликтов: конативную и амортизирующую, позволяющие сохранить целостность системы, в которой каждая из сторона конфликта является лишь частью.
Авторами доклада был предложен вариант модификации методики на решение конфликтов Нисбетта и Пенга с учетом двустадийности их протекания. Результаты пилотажного исследования продемонстрировали даже более сильное единство принципов холизма, изменения и противоречия с учётом стадий решения конфликта, чем предполагалось при планировании исследования.