В системном подходе нет понятий «здоровье» и «болезнь». Вместо них есть понятие функциональности. «Больная система» – это система плохо функционирующая или низкофункциональная. Соответственно «здоровая» система – это система хорошо функционирующая или высокофункциональная. Поскольку речь идет о семье как варианте социальной системы, можно говорить о функциональных или дисфункциональных семьях.

 

Семья – это видоспецифическая общность людей. Люди всегда образовывали союзы, всегда будут их образовывать. Варианты преобладающих человеческих союзов определяются культурой и обществом. Были и есть большие союзы – племя, род. Внутри них есть пары, родители и дети, но главные связи – родовые или племенные. Современные племена существуют в Африке, Австралии, Азии. Многопоколенные семьи, расширенные семьи – это семьи, характерные для постфигуративных культур. Это семьи, где главные связи – детско-родительские. Чем старше члены семьи, тем они статуснее. Такое устройство семей преобладает, например, на Кавказе. Городские семьи чаще всего ядерные. Они состоят из двух поколений – детей и родителей. Сейчас институт семьи переживает глубокий кризис. О его причинах и возможных следствиях можно прочесть здесь (Варга А.Я., Будинайте Г.Л. Современный брак: новые тенденции. // в сб. Системная психотерапия супружеских пар. М.: "Когито-центр", 2012. C. 9-27.). Варианты семей множатся, есть семьи бикарьерные (оба супруга работают и делают карьеру, домашнее хозяйство, уход за детьми осуществляет нанятый персонал), бинуклеарные (люди в браке, есть дети от предыдущих браков, есть дети от этого союза, все бывшие супруги и дети от других браков общаются между собой и помогают друг другу), неполные семьи (один родитель и ребенок), семьи child-free, семьи с домашними питомцами, гомосексуальные семьи. Растет количество людей, которые не создают семьи. Есть так называемые визитные браки, когда люди проводят время вместе на выходных и в отпусках. Есть «белые браки», где люди уютно живут без секса.

Функциональность семьи – это социально сконструированное понятие. В разных обществах – разное понимание функциональности. Во многих культурах функциональность семьи определялась прежде всего наличием в ней детей. Бесплодность женщины была бедой. Мужчину заставляли (он и сам мог этого хотеть) покидать эту женщину и жениться на другой. В патриархальном обществе представлений о мужском бесплодии не было. Есть дети – семья функциональна. Дети могли умирать, но кто-то должен был выживать. Если все дети умирали – семья дисфункциональная. С течением времени росли требования к функциональности семьи. Не достаточно выполнить биологическое предназначение – произвести потомство. Нужно было правильно воспитать. Представления о правильном воспитании также менялись. Девочек нужно было подготовить к браку, мальчиков – к карьере. Гринева записали в полк, как известно, при рождении. Чем более сложно структурировано общество, тем больше требований к функциональности семьи. Семья должна была быть успешной – славной, богатой, потомство здоровое. Чем более функциональной была семья, тем больше она вкладывала в общество. Собрание картин, скульптур, всяких материальных артефактов открывалось для общества. Мы до сих пор любуемся собраниями Третьяковых, Морозова, Медичи и т. д. Пожертвования, благотворительность – это создавало славу и социальный капитал семьи, которым пользовались потомки во многих поколениях.

В наше время общество имеет очень много разнообразных представлений о функциональности. Никакая семья не может соответствовать им всем одновременно. Мы не знаем: много детей, растущих в бедности, лучше, чем один в достатке? Что лучше – ребенок, обучающийся по возможности всему на всякий случай, или ребенок, родители которого минимально его загружают, надеясь на проявление способностей? Может, лучше вообще не иметь детей в нашем опасном и безумном мире? Именно поэтому критерии функциональности сейчас отданы обратно в семью.

На сегодняшний день функциональная семья – это такая семья, члены которой радуются совместности, в чем бы она ни выражалась, имеют общую картинку благоприятного будущего, имеют много общего разделенного опыта, имеют много информации друг о друге, могут достигать поставленных целей. Это субъективные критерии. Объективный критерий функциональности – это семья, которая проходит системные кризисы (стадии жизненного цикла) без застревания; тревога, связанная с кризисом, выражена не сильно; семья может гибко меняет паттерны адаптации к внешней среде и к меняющимся потребностям своих членов.

Можно отметить интересный тренд: сейчас функциональность семьи и общества определяется тем, насколько они противостоят природной дисфункциональности. В природе дисфункция вида или особи приводит к смерти. Природа не поддерживает никакой нежизнеспособности. Пришло оледенение, динозавры – вон. В человеческом сообществе не так. Социальный прогресс заключается в том, чтобы включать дезадаптивных и дисфункциональных людей в общество и помогать им выживать. Гостиницы, где работают люди с болезнью Дауна, театры, где они ставят спектакли, я уж не говорю о том, что мало какие дикари отказываются от новорожденного дауненка, обрекая его на страдания в детских интернатах. Успехи медицины позволяют продлевать жизнь старикам, и общество спорит об эвтаназии. Хочется, чтобы люди жили и жили. Инклюзивные детские сады и школы, опека и усыновление социальных сирот – все это о том же. Так что наш следующий шаг – функциональность семьи и общества определяется тем, насколько они делают полноценной жизнь людей с ограниченными возможностями.

*Благодарю свою студентку Асель Музафарову за правильно сформулированные вопросы, которые способствовали появлению этой колонки.