Семейная система и деньги

Н.М. Лаврова, В.В. Лавров

 

Резюме

 

Семейная структура рассматривается в свете системно-информационной концепции. Информационные связи, складывающиеся между членами семьи, обеспечивают эмоциональные отношения, которые организуют семейную систему. Деньги в семье несут комплексную информационную нагрузку, в частности, определяют функции и статус членов семьи. Расшифровка денежных отношений и последующее использование расшифрованных данных в психотерапии расширяет способы системной семейной терапии, применяемые для преодоления кризисных состояний семьи. Приводятся два типичных случая терапии.

 

Доклад

 

Современное общество в гораздо большей степени, чем раньше, заинтересовано в изучении принципов формирования гармоничной функциональной семьи. Повышение актуальности семейных проблем вызвано остротой демографического кризиса и влиянием семьи на состояние семейного бизнеса, активно пробивающего себе дорогу во многих отраслях предпринимательства.

В работах социологов, экономистов, антропологов, историков и философов, а также в произведениях искусства рассматривается множество факторов, которые влияют на семью, и по-разному определяется природа семьи (Дружинин, 2000). Людей всегда интересовала внешняя сторона семьи, поэтому исследуется соответствие возрастных, антропометрических, физиологических и психологических параметров супругов. Вместо того чтобы анализировать динамику семейной системы, исследователи чаще всего подвергают анализу статичную структуру семьи, усредняют различные семьи и ведут поиск нормативной семьи, которая в наибольшей степени соответствует сложившимся общественным условиям. Предполагается, что нормативная семья должна быть ориентиром прочных отношений членов семьи в данном конкретном социуме. По всей видимости, теоретики семьи излишне абсолютизировали влияние общественно-экономической формации на семью. Необходим индивидуальный подход к решению проблем семьи, так как любая семья представляет собой уникальную динамичную систему, переходящую от одной стадии к другой и переживающую кризис в момент перехода.

Хорошо известно, что успех решения любой проблемы определяется правильной расстановкой причин и следствий. Каким же должна быть формулировка проблемы гармоничности и функциональности семьи? Что надо искать – способ внешнего принуждения членов семьи выполнять свои функции в рамках семьи, приближающейся к нормативной, или способ активации эндогенного процесса, ведущего к гармонизации семейных отношений? Опыт различных государств, пытавшихся внедрять в общество модель нормативной семьи, указывает на ограниченность и бесперспективность первого способа. Только второй способ, основывающийся на системно-информационной концепции, позволяет моделировать динамику семейной системы и находить приемы преодоления кризисов и достижения гармоничности семьи на всех ее стадиях. Эта концепция позволяет анализировать становление семейной структуры с учетом множества информационных каналов между членами семьи, не абсолютизируя значение одного их этих каналов (Лавров, 1996). Имеется в виду, что в семье происходит синтез информации, передаваемой по разным каналам. В разговорах между собой, при обсуждении внутрисемейных и общественных проблем члены семьи излагают свое мнение. Причем зачастую гораздо большей информационной значимостью обладает эмоциональное сопровождение (жесты, мимика, тон речи), чем смысл сказанного. В результате синтеза эмоциогенной информации формируются эмоциональные отношения членов семьи. Обращается внимание на условность результата, потому что информация всегда воспринимается в соответствии с наличным контекстом, а контекст изменяется по мере перехода семьи от одной стадии к другой. 

Продолжая полемику с приверженцами статичной теории семьи, прокомментируем наиболее примечательные взгляды. Глубокий и оригинальный мыслитель Н.А. Бердяев (цит. по изд. 1989), полагал, что структура семьи скрепляется иерархичностью отношений, чувством ответственности членов семьи и их стремлением к доминированию. Судя по его высказываниям, он сожалел, что любовь-страсть в семье отходит на второй план. Согласно системно-информационной концепции, стремление к идеальной любви, занимавшее высокое место в шкале жизненных ценностей, закономерно эволюционирует, потому что контекст отношений супругов заполняется информацией других модальностей. В частности, деньги приобретают новую информационную насыщенность. Не выдерживает критики и представление Н.А. Бердяева о том, что жесткая абсолютная иерархичность создает основу стабильных семейных отношений. В психологической литературе вопрос о соотношении формального и неформального лидера коллектива исследован широко. В семейной системе, как и в любом коллективе, становление неформального лидера обеспечивается не только его стремлением к доминированию, но и умением управлять членами коллектива в соответствии с функциональным потенциалом каждого члена и с теми отношениями, которые сложились между людьми в рамках коллектива. Вопрос о нормативности патриархальной или матриархальной семьи в настоящее время не является остро актуальным. Скорее, актуален вопрос о принципах выдвижения семейного лидера и его роли в семье. Последний вопрос не имеет четкого универсального ответа. Наличие жесткого лидера нельзя считать постоянным положительным фактором гармонизации семейных отношений. По нашим наблюдениям, только в условиях острого кризиса полезен жесткий лидер, навязывающий семье решения, принимаемые лично. Перед тем как оставить проблему семейной иерархии, уместно вспомнить об устоявшемся мифе о строгой патриархальности семьи в прошлые времена. Марксисты последовательно поддерживали миф о связи товарного производства и возникновения семьи, не желая замечать биологической обусловленности семьи и не желая замечать универсальных психологических особенностей гармоничной семьи. А между тем и у христиан и мусульман, и в других культурах, а еще ранее – у римлян и греков, несмотря на преобладание патриархальности, нередко семья управлялась не формальным лидером, мужчиной, а неформальным лидером - женщиной-матерью.

Цель данного сообщения – рассмотреть влияние денег на состояние семьи с учетом того обстоятельства, деньги представляют собой канал, по которому распространяется информация, определяющая развитие эмоциональных отношений между членами семьи. Задача проведенной работы заключалась в том, чтобы научиться расшифровать денежные отношения между членами семьи и применить полученные сведения для укрепления положительных эмоциональных связей между членами семьи.

Перед тем как изложить методы проведенной работы уместно обратиться к представлениям относительно информационной значимости денег и их роли в семье. Народная традиция двояко относится к деньгам (Ястребов, 1999). С одной стороны богатство осуждается, богатые люди и в народном творчестве и художественной литературе выступают носителями душевных пороков. Деньгам приписывается дьявольская сила. Но с другой стороны богатство рассматривается как несомненный залог не только материального, но и душевного благополучия. З.Фрейд (цит. по изд. 1991) пытался разглядеть скрытый смысл денег. По его мнению, в психике человека представления о деньгах связаны с символами экскрементов и ассоциируются с чем-то отвратительным и презренным. Он поколебал традиционные запреты, которые препятствовали рассмотрению роли секса в человеческой жизни, но не смог прояснить роли денег. Возможно, ему помешало то, что в его время никто не говорил о деньгах как об универсальном носителе, способном передавать большое количество информации, имеющей разную смысловую насыщенность. В настоящее время некоторые авторы вслед за З.Фрейдом продолжают думать о скрытой силе денег, как, например, авторы (Madanes, Madanes, 1994), в то время как деньги выступают в роли вполне реального и открытого для изучения носителя информации.

Информационная универсальность денег заключается в том, что они не только служат эквивалентом товара на рынке, но и определяют отношения людей в разных сферах общества, в том числе и в семье. Во многих случаях, когда рассматривают  влияние денег, говорят о передаваемой ими «энергетике», подчеркивая тем самым активирующий или тормозящий эффект информации, заключенной в деньгах. В течение небольшого исторического промежутка времени, измеряемого несколькими десятилетиями, российское общество то поклонялось уравнительному распределению ценностей, то следовало призыву богатеть. Тот, кто интересуется историей, знает, что призыв «богатей» был провозглашен в прошлом веке в России не предпринимателями, а некоторыми идеологами большевистской партии (Николаем Бухариным и его единомышленниками), в соответствии с логикой предполагавшими, что богатство общества складывается из богатств отдельных граждан. Надо отметить, что эти идеологи плохо кончили, были репрессированы, но как бы там ни было, их судьба ярко отражает двоякое отношение к богатству. Еще один пример относительно информационности денег может быть взят из ближайшей истории. Все были свидетелями, как в Советском Союзе в конце ХХ века партноменклатура, обладавшая вполне реальной политической властью, сменила эту власть на власть денег. То есть, деньги выступили в роли информационного гаранта власти.

Каждый понимает, что деньги могут оказываться причиной счастья или горя, однако почти во всех социальных слоях общества существует ограничение на разговоры о личном отношении к деньгам. Считается неприличным говорить о том, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между психотерапевтом и его пациентом. Закрытость темы денег мешает развитию системной семейной терапии, которая развивается на Западе и в России (Черников, 2000; Freeman, 1991). Кроме того, использованию денег в терапии препятствует не устоявшееся мнение о сути денег в обществе. Деньги в обществе и в семье превратились в информационный носитель и влияют на отношения более сложными механизмами, чем раньше, поскольку усложнилась роль денег. Для того, чтобы проиллюстрировать усложнившуюся роль денег, достаточно обратиться к изменению символики богатства в прошлом и в настоящем. Если раньше мечты о богатстве связывались с россыпями золота и драгоценностей, то теперь людей завораживает символика цифр в банковском счете. Талантливые экономисты умеют манипулировать денежной информацией, добиваясь получения реальной прибыли на основе кредитов и торговых операций на бирже. Здесь не рассматриваются принципы экономической деятельности. Лишь обращается внимание на то, что деньги используются не как эквивалент реального товара, а как реальный элемент в механизмах регуляции и управления обществом. Денежные отношения существуют не сами по себе, а переплелись с общественными отношениями. За примерами ходить далеко не надо. Советский Союз после Отечественной войны, как многие ожидали на Западе, не сможет поднять экономику без западных кредитов. А он взял кредиты у собственного нищего народа. Понятно, что такой кредит был возможен только в особых советских условиях, и сталинские экономисты использовали эти условия. В современном мире в семье, как и обществе, усложнилась роль денег.

Как же должен быть организованы денежные отношения в семье, чтобы служить фактором укрепления, а не разрушения семейных отношений? Конечно, вполне серьезные исследователи экономисты и психологи работают с проблемой денег в семье. Можно обратиться к соответствующей литературе, для того чтобы понять сложность проблемы, можно вспомнить о вариантах из народного творчества. Множество анекдотов про смышленого и простодушного мальчика Вовочку иллюстрирует попытки родителей вводить денежное подкрепление успехов детей. Количество анекдотов про то, как тратят деньги хитроватые мужья и жены, по всей видимости, больше, чем про Вовочку. Если бы с деньгами была связана только веселая сторона семейных отношений, то поднятая проблема не была бы такой актуальной, какой она вырисовывается на фоне статистических данных о разрушении большого числа семей, недовольных распределением денег внутри семьи, а также данных о криминальных исходах такого распределения. Итог серьезных и несерьезных исследований указывает на неподготовленность членов многих семей к налаживанию денежных отношений.

Можно предположить, что проблему семейных денег легко решать принудительно, заставив членов проблемной семьи придерживаться принципов, оправдавших себя в других семьях. Проверка этого предположения дала отрицательный результат. Отмечено множество примеров, когда принципы одной семьи, а также принципы, апробированные на многих удачных семьях, совершенно не подходили для других семей. Такое несоответствие нетрудно объяснить различием культуры, традиций и настроений разных семей, но объяснение не приближает к ответу на поставленный вопрос о внутрисемейных деньгах. По всей видимости, не следует искать универсального решения проблемы в рамках гипотезы о нормативной семье. Каждая семья уникальна и неповторима и вопросы, связанные с деньгами стремится решать по-своему. Навязывание стандартного подхода приносит не пользу, а вред.

Таким образом, логика поиска гармоничных принципов заставляет обратиться не к тем семьям, в которых отсутствуют проблемы денежных отношений, а к тем семьям, которые преодолели эти проблемы. Полезно еще раз повторить и проиллюстрировать на примере, почему невозможен механический перенос принципов функциональной семьи на дисфункциональную. Отчетливым примером служат семьи с возрастной иерархией, в таких семьях умудренный жизненным опытом член семьи управляет семейными доходами. К сожалению, в современной городской российской семье возрастная иерархия зачастую отсутствует. И поэтому стремление старших членов семьи к доминированию ведет к возникновению конфликтов, разрешение которых достигается только после осознания старшими и младшими необходимости налаживания теплых доверительных отношений, а не ужесточением диктата старших.

В условиях, когда общество не имеет универсальных принципов денежных отношений, семьи вынуждены искать индивидуальные решения. И соответственно, проблема разрешения денежных конфликтов зависит от существования человека, способного беспристрастно проанализировать состояние семьи и ее ресурс. Таким человеком может один из членов семьи, но ему трудно отрешиться от собственных интересов. Если это удается ему, то другие члены семьи не могут избежать предвзятого отношения к выработанным решениям. Сказанное позволяет понять, почему помощь в решении семейных проблем должен оказывать человек, находящийся вне семейной системы, и почему этот человек должен иметь профессиональную подготовку. Наличие такой подготовки дает возможность системному семейному психотерапевту избежать ошибок в оценке ресурса семьи и в выборе методов преодоления кризисной ситуации.

Рассматривая перспективу налаживания семейных денежных отношений, члены дисфункциональных семей обычно полагают, что решение проблемы денег в семье связано только с восстановлением справедливого распределения денег. При этом никто не может сформулировать критерия справедливости. Во-первых, члены семьи не имеют равного дохода, во-вторых, потребность в деньгах у разных членов семьи отличается, причем уровень потребности и уровень дохода чаще всего находятся в обратном соотношении. Справедливость недостижима ни тогда, когда деньги распределяются тем, кто их приносит в семью, но не знает о потребностях других членов семьи, ни тогда, когда деньгами распоряжаются те, кому они нужны. Для того чтобы разрешать денежные вопросы, необходимо преодолевать неумение и нежелание людей открыто рассматривать проблему денег. Здесь вновь удобна аналогия секса и денег. Говорить с партнером о сексуальных трудностях и о денежных претензиях всегда неловко. «Как он (или она) не в состоянии самостоятельно догадаться?!», - примерно так выражают свое эмоциональное состояние недовольные партнеры и недовольные члены семьи. А в это время тот, кто должен «догадываться», или не способен это сделать или не хочет. Не происходит выяснения отношений, разрешение конфликта заходит в тупик и нарастает напряжение отрицательных эмоций, сопровождающих конфликт. Подобное происходит и тогда, когда в качестве ориентира для выхода из конфликта выбирают не справедливость, а здравый смысл. Но призыв к торжеству здравого смысла, как и призыв к торжеству справедливости, не ведет к выходу из конфликта. Выход достигается тогда, когда не просто проясняются денежные желания, а когда расшифровываются мотивы желаний и наступает согласие этих мотивов. Например, никаким здравым смыслом или справедливостью не оправдать требование молодой женщины потратить деньги на цветы в условиях, когда не хватает денег на очевидно актуальную покупку. Если речь идет о простом разумном или справедливом распределении денег, то поступок молодой женщины семья оценивает как неадекватное поведение. Но если речь идет о том, чтобы помочь члену семьи преодолеть тревогу по поводу своего статуса в семье, то, несомненно, права молодая женщина, потому что траты на здоровье относятся к самым актуальным. В ее ситуации для снятия тревожности требуется подтверждение статуса, цветы рассматриваются как средство подтверждения. Интересно отметить, что подарок денег вместо цветов (даже если сумма будет превосходить стоимость цветов) не обеспечивает положительного результата, потому что женщина зафиксировала образ цветов в качестве средства подтверждения. Но это не значит, что невозможно найти иной символ вместо цветов. Таким символом может стать положительная эмоциональная посылка (например, прощение, примирение и обещание забыть о неприятном происшествии). Опыт показывает, что семьи, где есть «догадливые» люди, понимающие информационную связь различных эмоциональных символов, не испытывают глубоких проблем не только в денежных делах, но и во многих других. А как быть семьям, где нет «догадливых»? Роль системного семейного терапевта в том и заключается, чтобы «догадываться», о характере внутрисемейных эмоциональных связей. Для этого, в частности, необходимо расшифровать денежные отношения. Понятно, что терапевт «догадается» только тогда, когда вникнет в проблемы семьи и узнает из бесед о настроениях и мотивах поведения членов семьи. Выше уже говорилось о бесперспективности навязывания чужеродных мнений. Каждая семья неповторима в своей эмоционально-структурной организации и индивидуальна в организации денежных отношений, поскольку обе организации составляют единое целое. Миссия «догадливого» человека направлена на достижение системного, общесогласованного решения. Для выполнения миссии должны быть подготовлены навыки, которые необходимы для индивидуальной работы с членами семьи и для работы с семейной группой. Необходимо не просто проанализировать психическое и соматическое состояние членов семьи и ресурс семейной системы, но и мобилизовать семью на принятие адаптивных решений.

Для того, что яснее представить, как осуществляется помощь семье, приводятся два примера.

Возьмем первый пример, когда налаживание денежных отношений позволило преодолеть эмоциональный конфликт. В центр системного консультирования обратилась А. с жалобами на повышенную тревожность и с просьбой помочь помириться с матерью и сестрой. Сестры воспитывались в семье коренных петербуржцев, где денежные вопросы не принято было обсуждать. «В хорошей семье все должны помогать друг другу, деньги в жизни не главное, главное - это душевное богатство»,- провозглашала сильная и властная мать, в то время когда отец, добрый и неконфликтный человек, не высказывал своего мнения. Старшая сестра вышла замуж за итальянца, поселилась в Италии и включилась в семейный бизнес мужа по производству и продаже мебели. По требованию матери А. переехала к сестре. Там А. попала в атмосферу новой семьи, где было принято внимательно относиться к деньгам и тщательно решать денежные вопросы. Старшая сестра приняла А., поселила в собственном доме, обеспечила А. работой в семейном бизнесе. Помощь сестры позволила А. поступить в университет. После начала учебы в Университете А. эпизодически подрабатывала как переводчик, но наличных денег не получала, деньги, заработанные А., переводились на счет старшей сестры. Период проживания А. в семье старшей сестры совпал с резким ухудшением отношений между старшей сестрой и ее мужем. Одновременно А. стала чувствовать охлаждение в отношениях с сестрой. Вмешательство матери усугубило эмоциональный разлад между сестрами. А. постоянно находилась в состоянии повышенной тревоги и не видела возможности восстановить добрые отношения с близкими людьми. Именно в это время А. приехала в Петербург и обратилась за психотерапевтической помощью. Анализ семейной ситуации А. указывал на необходимость разработки фактора денег в контексте психотерапии. Когда члены семьи (А., мать, сестра, муж сестры) вначале индивидуально, а затем согласованно оценили семейные денежные отношения, то стало очевидным, что А. должна семье старшей сестры определенную сумму денег. А. приняла обязательство выплатить долг в течение 5 лет и сняла для себя небольшую квартиру, что вполне удовлетворило сестру и ее мужа. К тому же, выяснилось, что для А. дешевле снимать жилье, чем оплачивать проживание в дорогом доме сестры. После того как был улажен денежный конфликт, восстановились теплые эмоциональные отношения. А. и сестра с мужем выработали новые правила семейной жизни. Они решили еженедельно по пятницам ужинать вместе на нейтральной территории в кафе или ресторане, обязательно вместе отмечать Рождество в доме старшей сестры  и ее мужа. Таким образом, запрос на психотерапию был удовлетворен.

Второй пример, в отличие от первого, связан с первоначальным неудовлетворением денежными отношениями. К специалисту обратилась М., которая опасалась за свое материальное благополучие. На заре супружеской жизни она договорилась с мужем, что будет вести домашнее хозяйство и растить детей, а муж будет зарабатывать деньги. За несколько лет благосостояние семьи совершило скачок от простой обеспеченности к богатству, но именно в условиях богатства М. стала болезненно ощущать материальную зависимость от мужа. М. рассказала, что ее преследует чувство вины во всех случаях, когда приходится тратить деньги. Она полагала, что именно деньги определяют ее ссоры с детьми, мальчиками 14 и 15 лет. «Я со страхом обнаруживаю, что у нас становится все меньше общего. Дети выросли, я не нужна им так, как была нужна раньше» - жаловалась М. и просила помочь разобраться с денежными отношениями, ожидая, что такая «разборка» вернет теплоту отношений. Психотерапевтическая работа с М. была направлена на изменение семейной роли, М. перестала чувствовать себя простой домашней хозяйкой и превратилась в полноценного партнера мужа. Это вызвало протесты со стороны мужа. Но после того как муж активно включился в психотерапию, он согласился с тем, что М. должна подтвердить свой образовательный стандарт и позволил ей возглавить одно из направлений разросшегося бизнеса. Отношения супругов стали более доверительными, расширились общие интересы. После того как М. смогла понять, что сепарация подростков от родителей в возрасте 14 и 15 лет совершенно закономерна, ссоры с детьми на почве денежных проблем прекратились. Таким образом, преодоление эмоционального разлада повлекло за собой налаживание денежных отношений.

Не только приведенные примеры, но и весь опыт работы с семьями, где есть денежные проблемы, убеждает в переплетении эмоциональных связей и денежных отношений между членами семьи. Невозможно достичь семейной гармонии, если налаживать денежные отношения, не обращая внимания на эмоциональный диссонанс, в свою очередь, эмоциональный разлад невозможно преодолеть, если не урегулировать

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.А. Размышления об эросе.- М. 1989. 242 с.
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи.- Екатеринбург: Деловая книга. 2000. 208 с.
  3. Лавров В.В. Мозг и психика.- СПб: Изд-во РПГУ. 1996. 152 с.
  4. Фрейд З. «Я» и «Оно».- Тбилиси: Мерави. 1991. 398 с.
  5. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики.- М.: Независимая фирма “Класс”. 2001. 208 с.
  6. Ястребов А.Л. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег.- М.: Аграф. 1999. 528 с.
  7. Madanes Cloe, Madanes Claudio The secret meaning of money.– San Francisco: Jossey-Bass Publishers. 1994. 192 p.
  8. Freeman D.S. Techniques of family therapy.- London: Jason Aronson Inc. 1991. 384 p.

Новости общества

  • 19 Март 2024 19 апреля Круглый стол «Контакт в психотерапии онлайн или как увидеть человека по ту сторону экрана»
  • 15 Март 2024 Открытое собрание ОСКиП 28 марта
  • 05 Март 2024 13 марта в 12:00 круглый стол на тему: «ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ психологическим консультированием и немедицинской психотерапией?»
  • 02 Март 2024 Видеозапись открытого собрания 29.02.24
  • 15 Февраль 2024 Открытое собрание ОСКиП 29 февраля
Все новости