Приглашаем всех участников конференции «Современное поле семейной терапии» принять участие в работе круглого стола «Актуальные проблемы обучения семейной психотерапии», организованного в рамках секции «Обучение системной семейной терапии: от формирования системного мышления до профессионального становления»

планируется обсудить следующие проблемы:

1) «Необходимое и достаточное в подготовке семейных психотерапевтов»

Все разработчики программ сталкиваются с проблемой: как уместить все разнообразие существующих подходов и техник в ограниченные рамки образовательной программы. Какими принципами следует руководствоваться при отборе того, чему обучать?

- Какие профессиональные и личные компетенции семейного терапевта являются самыми основными?

- Какие методы формирования этих компетенций наиболее эффективны?

- Какими методами и техниками должен обязательно владеть начинающий семейный психотерапевт?

- Без каких базовых знаний и навыков невозможно осваивать семейную психотерапию?

- Когда можно начинать самостоятельную практику?

2) «Кто есть кто в учебной группе семейных терапевтов: взаимоотношения и роли в процессе обучения семейной психотерапии»

- Нужно ли разделять в процессе обучения роли преподавателя и терапевта, могут ли быть преподаватели психотерапевтами своих студентов?

- Где проходит граница между терапией и обучением в обучении психотерапии?

- Как обеспечить психологическую безопасность для студентов в учебных упражнениях; как переключать студентов с клиентской позиции на профессиональную?

- Что делать с групповой динамикой в процессе обучения?

- Как можно использовать ресурс учебной группы и преподавательского коллектива для профессионального и личностного развития студентов.

3) «Системный подход: pro et contra». Методы продвижения системного подхода среди студентов

Студентам, начинающим обучение в системном подходе, часто приходится сильно перестраивать свою (только что сформировавшуюся на этапе базового обучения психологии) картину мира, способ профессионального мышления. Возникает много сомнений.

Вот некоторые из типичных вопросов:

- Есть ли гуманизм в системном подходе? Не забыли ли о человеке, работая с системой?

- Может ли помочь семье такой механистичный взгляд на нее?

- Почему в системном подходе не используются знания, накопленные в других отраслях психологии?

- Чем групповая динамика, описанная в социальной психологии, отличается от семейной динамики? А семья от других малых групп?

- Чем теория эмоциональных систем М. Боуэна принципиально отличается от теории поля К. Левина?

Вопросы для обсуждения на КС:

- Нужно ли непременно «ломать» все предыдущие установки студентов, чтобы сформировать у них системное видение?

- Какие теоретические концепции лучше всего помогают сформировать у студентов системное мышление?

- Есть ли место для интеграции системного подхода с другими теориями и практиками?

- Как сохранять у студентов системное видение при обучении «частным вопросам» семейной терапии?

- Должен ли терапевт, работающий в одном из постмодернистских подходов, обладать системным мышлением?